Валерий Кефт


Валерий Кефт. "Возвращение домой"
Выпуск №2-2017 (февраль)
Беседовала: Валерия Тумко
Фото из спектакля «Комедия на колесах, или Велодрама»: Оксана Ковтун



«Голубые канарейки», «Низя!», «Ай-яй-яй ревю» – эти номера не только стали визитной карточкой театра «Лицедеи», но и вошли в «золотой фонд» мировой клоунады. В этом году Валерий Кефт, один из создателей легендарных «Лицедеев», известный клоун-мим, отметит свой юбилей – 55 лет. Мы поговорили с артистом о его необычном творческом пути, о взыскательной французской публике и о родине советской клоунады.

Валерий Кефт. Спектакль, Интервью, Невский Театралъ



– В одном из ваших интервью Вы назвали Петербург родиной отечественного балета, рок-н-ролла и... клоунады.
– Полагаю, что это так. Все началось после приезда Марселя Марсо в Советский Союз... У нас в стране начался настоящий бум искусства пантомимы. Конечно, справедливости ради стоит заметить, что начался этот бум повсеместно, сильные студии пантомимы появились в самых разных частях нашей огромной страны: от Москвы до Ташкента! В Москве, например, существовал театр пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса – просто гениальный коллектив. Но именно Ленинград был как-то по- особенному увлечен этим искусством. В нашем городе было создано несколько очень интересных студий пантомимы.

– Самая известная из которых – театр «Лицедеи»!
– Да, «Лицедеи» стали, как сейчас принято говорить, одним из брендов нашего города. Мы начали работать с Вячеславом Ивановичем Полуниным в 1979 году, когда я пришел к нему в студию пантомимы при ДК Ленсовета. В общем-то, именно с этого момента и началась моя творческая жизнь как клоунамима. Это был период, когда в жанре пантомимы наметился определенный кризис. «Классическая пантомима» в черном трико зрителю была уже неинтересна. И вот тогда у Вячеслава Полунина родилась идея возродить традиционную клоунаду...

– Что вы подразумеваете под понятием «традиционная клоунада»?
– Я имею в виду не цирковую клоунаду, а именно театральную, эстрадную! Так появился театр «Лицедеи». Вместе с Вячеславом Ивановичем мы работали над многими постановками: «Фантазеры», «Чурдаки», «Катастрофа», «Ай-яй-яй ревю». Конечно, широкой публике мы стали известны после номера «Голубые канарейки» (Blue Canary). Этот номер до сих пор играется в «Снежном шоу» у Полунина. Я сотрудничал с «Лицедеями» довольно долго – лет десять. Это был интересный период, вы не представляете, сколько мы гастролировали! Наверное, мы полмира объездили: Новая Зеландия, Монголия, Индия... Но потом, в силу разных причин, наши с Полуниным пути разо- шлись, и с частью коллектива мы создали спектакль « Б е з с о л н и ц а » . Там были заняты: Леонид Лейкин, Виктор Соловьев, Анна Орлова, Анвар Либабов. С нами работал удивительный художник – Борис Петрушанский. В этом составе мы облетели ту половину планеты, которую не успели с Полуниным...


Валерий Кефт. Спектакль, Интервью, Невский Театралъ



– Зритель в разных частях света отличается друг от друга?
– Конечно, отличается. Чувство юмора на Востоке и, например, в Европе очень различно... Да и в различных частях Европы тоже. Например, северяне очень любят посмеяться! Я имею в виду Северную Европу – Англию, Финляндию, Норвегию... Зритель в Восточной Европе тоже очень отзывчивый, радушный, благодарный. Сюда я отношу и нашу публику. А вот французы немножко снобы! Их зритель довольно избалован, ведь клоунада и пантомима – это полноценная часть их национальной культуры.

– Французская публика вам должна быть хорошо знакома! Вы же довольно долго работали в Париже?
– Да, в театре «Ранлаг». Директор этого парижского театра Мадонна Буглеон пригласила нас с коллегами на турне. Мы приехали к ней на четыре месяца, а затем она предложила мне поставить спектакль в своем театре. В итоге я создал постановку, которая называлась «Sur la route de Sienne» – «По дороге в Сиену». В основе – Шекспир, «Ромео и Джульетта»! Это был рассказ о двух враждующих цирковых семьях: одна – жонглеры, другая – акробаты. В концовке бедный Ромео с очень большим трудом закалывал себя... Нож, как вы понимаете, был бутафорским! Забавная была постановка. А публика во Франции действительно интересная. Театр «Ранлаг» находится в прекрасном 17-м буржуазном округе. После каждого спектакля зрители там подходят к артистам, чтобы... обсудить постановку и высказать свое мнение! Любят там поговорить! Франция – это вообще очень вербальная страна. И знаете, в целом цирковая культура в Европе распространена более широко, чем у нас. Да, в общем, не только цирковая, ведь в Европе многие зрители абонементы в любимые театры покупают на год вперед. Семьями ходят в цирк, оперу, драматический театр или на балет… И это традиция прививается с самого раннего детства.

– Зритель Нового Света вам тоже хорошо знаком? Вы же служили в Цирке дю Солей...
– На протяжении 17 лет! Мы с Леонидом Лейкиным сначала выступали в странствующем шоу «Алегрия», а потом перешли в шоу «О» в Лас-Вегасе. Его поставил Франко Драгоне, и это водное шоу считается одним из лучших за всю историю цирка. Я отыграл порядка 7000 шоу. По 2 шоу в день, 10 – в неделю, 470 в год!

– Вот это график...
– Согласитесь, у нас в стране сложно такое представить. У нас все... свободнее, проще. Отчасти и поэтому в сфере развлечений американцы впереди планеты всей. Кинопроизводство, реклама, создание шоу – это область высочайшего профессионализма! Да и внешне Лас-Вегас производит впечатление – словно оазис в пустыне. Конечно, этот оазис искусственный, из папье-маше... Но позиционировал себя Цирк дю Солей как самый лучший в мире. Там работали лучшие режиссеры- постановщики, клоуны, акробаты. Артисты туда рвались, в том числе из России. Сейчас, на мой взгляд, ситуация изменилась: уровень этой площадки упал.

– И Вы вернулись в Россию?
– Я вернулся домой, потому что у меня закончился контракт. Уезжал я работать, а выступать дальше в подобном графике было сложно. Часто повторяю, что цирк – искусство молодых! Сейчас сотрудничаю с разными театрами города. Во-первых, с нашим Театром Эстрады. Меня пригласил Юра Гальцев, с которым мы знакомы еще по «Лицедеям». Он очень хотел, чтобы в его театре были представлены самые редкие эстрадные жанры, в том числе и театральная клоунада. Так появился проект «Комедия на колесах, или Велодрама». Многие полагают, что это название связано с велосипедами. Велосипеды там действительно есть – винтажные, единичной сборки. Но дословно название «велодрама» переводится с латыни как «быстрое действие».


Валерий Кефт. Спектакль, Интервью, Невский Театралъ



– Проект существовал до вас. Но, по сути, вы создали абсолютно новую постановку?
– Я увидел спектакль и понял, что в нем не хватает хорошей драматургии и чистоты жанра. Мы переработали сценарий и придумали следующую историю: некая коронованная особа отправляется в отпуск, но королевство достаточно затрапезное, на настоящее путешествие денег нет... Выход из положения находят верные подданные короля! Конечно, «Комедия на колесах...» – это не линейный спектакль. Он многослойный, философский, и каждый зритель найдет там что- то свое, что он сам способен увидеть, прочувствовать. Но сюжетная линия в спектакле есть, и она помогает и нам, актерам, и зрителю.

– Сюжет есть, а слов нет!
– Да, мы добились чистоты жанра: смешим публику, танцуем, жонглируем, показываем фокусы... По сути, этот спектакль – театрализованная программа с элементами цирка, бурлеска и варьете. У нас удивительные, почти викторианские костюмы, интересные декорации, видеопроекции. Звуковой ряд – это сочетание джаза, классики и авторской музыки нашего петербургского композитора Николая Гусева. Актерский состав у нас очень сильный: Игорь Ярошевич и Юрий Михайлик (клоунский дуэт «Гарик и Юрик» – прим.), Артем Малков и Петр Дементьев, а также Кирилл Петров и Анастасия Кипина – молодые артисты Театра Эстрады, ученики Юрия Гальцева.

– Валерий, а как изменилась петербургская клоунада за почти 20 лет Вашего отсутствия в стране?
– Она фактически исчезла в том виде, в котором она существовала, когда я уезжал из страны. Продолжили выступать «Лицедеи», хорошие клоуны пришли к Полунину в его «Снежное шоу»... Но многие интересные коллективы исчезли, а новых особенно и не появилось.

– Вы возобновили сотрудничество с «Лицедеями»?
– Да, играю у них в спектакле «Звездная покатуха». Кроме того, сотрудничаю с театром АХЕ, в данный момент мы работаем над спектаклем «Глория»... А недавно мы с друзьями создали программу «Anima Allegra – Радостная душа». Совсем скоро – 5 февраля – мы выступаем в «Эрарте». Это будет своего рода сводный концерт лучших клоунов нашего города. В общем-то, лучших клоунов страны.




© Copyright
Арт-журнал "Невский Театралъ"